Благие намерения. Кирилл Александрийский.
В 415 г. в одном из крупнейших городов Римской империи – Александрии Египетской, царила двойная жизнь. С одной стороны, люди разных религий свободно посещали театры, занимались науками, вели традиционный для античности светский образ жизни. С другой стороны, город был фактически в руках у религиозных фанатиков. Во главе их стоял недавно (в 412 г.) унаследовавший у своего дяди Феофила статус патриарха (папы) Александрийской Церкви - Кирилл. Согласно тогдашней иерархии христианского мира, его статус был вторым по значению после римского папы и важнее патриарха константинопольского. При этом с тогдашним римским папой Иннокентием он был в ссоре – из-за нежелания признать заслуги умершего в 407 г. (во многом по вине Феофила) константинопольского патриарха - Иоанна Златоуста. Основатель традиционной православной Церкви, Иоанн, несмотря на то, что его самого обвиняли в религиозном фанатизме, неоднократно выступал против чрезмерного фанатизма Церкви Александрийской (Коптской), склонной решать религиозные вопросы путём физических расправ и уничтожать произведения искусства. Как показало будущее, Иоанн оказался трижды прав. Поведение христиан Александрии не вписывалось в представления о христианском милосердии, фактически готовило переход Египта к другой, более суровой, чем христианство, религии. Сам же святой Кирилл говорил по поводу святого Иоанна Златоуста: «Если Иоанн – епископ, то почему Иуда – не апостол?».
Поначалу Кириллу пришлось вести борьбу за власть с назначенной в столичном Константинополе администрацией. Во главе её стоял префект Египта Орест, напрямую подчинявшийся восточно-римскому императору. Назначен Орест был ещё правителем империи Антемием, в союзе с которым Феофил и свергал Иоанна Златоуста. При полновластном Феофиле Орест был совершенно незаметен. Однако после смерти Феофила Антемий попытался не допустить прихода к власти в Египте слишком независимого Кирилла. Молодой проповедник ещё при жизни Феофила пользовался огромной популярностью в фанатичной среде Александрии, в его распоряжении находились так называемые «медбратья» - бритоголовые «параболаны», - многочисленная «группа поддержки», набранная из бывших солдат и гладиаторов. Также за него горой стояли суровые монахи-пустынники Нитрийского монастыря (где Кирилл провёл молодые годы), которые ещё при Феофиле физически расправлялись с другими монахами, обвинёнными Феофилом в ереси. При этом Кирилл, в отличие от неряшливого Феофила, был одет по последней моде, молод и красив, обладал хорошим голосом и красноречием, что вызывало восторг у любителей «хлеба и зрелищ». Многим казалось, что с приходом к власти такого импозантного лидера, как Кирилл, закончилась эпоха феофиловского мракобесия.
При помощи Ореста Антемий пробовал сорвать выборы Кирилла. Для этого за несколько часов до них была организована попытка избрать в патриархи пресвитера Тимофея. Однако Кирилл успел направить туда толпу параболан, которые не только сорвали выборы, но и обратили в бегство направленный на охрану мероприятия гаринизон во главе с Абундацием.
В результате установилось «двоевластие». Однако в 414 г. Кирилл смог совершить переворот на высшем уровне, и соправителем малолетнего византийского императора Феодосия Второго становится его фанатичная старшая сестра Пульхерия, которая отправляет Антемия в отставку. Однако она, не желая слишком независимого положения Египта, откуда шли хлебные поставки в Константинополь, не отправляет в отставку верного императорской власти Ореста – главного врага Кирилла.
И Кирилл начинает борьбу собственными силами. Поначалу он провоцирует Ореста пойти на «превышение полномочий» - отбирает собственность у «еретической» Церкви новациан. Если бы Орест вмешался, – его можно было бы обвинить в попустительстве еретикам. Но Орест никак не отреагировал. Тогда Кирилл повёл борьбу с огромной еврейской общиной Александрии, с которой не конфликтовал даже Феофил. Иудеев тогда считали «хранителями Ветхого завета» и особых выпадов против них себе не позволяли даже фанатики. Тем более